КЕЙС
Меня зовут Дарья Богданова, я предприниматель, совладелец ресторана выездного обслуживания PICNIC CATERING, бизнес-стратег, коуч —помогаю расти и масштабироваться в сфере услуг.
На примере своего бизнеса я расскажу, как за счёт грамотной упаковки услуги, изменения стратегии продвижения и апгрейда продукта можно вырасти с 7 до 17 миллионов рублей за два года в условиях пандемии.
До/После PICNIC CATERING
Этим кейсом я очень горжусь, потому что все изменения внедрялись в рамках моих авторских программ по масштабированию бизнеса. И всё, что мы сделали — сработало.
Наш ресторан выездного обслуживания открылся в 2008 году в составе event-агентства «ArtPiknik» artpiknik. ru , самого бренда PICNIC CATERING тогда не существовало.
Наш кейтеринг пользовался спросом, с каждым годом клиентов становилось больше, но заказать эту услугу отдельно от организации мероприятия было нельзя.
За 10 лет у нас были попытки выделить кейтеринг, как отдельное направление. Придумывались названия, возникали какие-то идеи, но стратегии развития не было, всё это выглядело, как хаотичные действия.
Логотип, полиграфия, название были также связаны с брендом event-агентства, но стоило признать, что за 10 лет тренды в брендинге развернулись в другую сторону. И яркая упаковка, ассоциирующаяся с праздниками, выглядела несовременно.
Наше название и визуальная упаковка 2017 года
Наше название и визуальная упаковка 2018 года
Услуга продавалась через сайт ивент-агентства (скрин сайта, март 2018 год)
Выручка с 2016 по 2019 год держалась на одном уровне.
Но, тем не менее, к 2019 году компания успешно продавала услуги выездных банкетов и фуршетов, имела опыт, кейсы, команду, отстроенные процессы производства.
Что послужило финальным толчком к внедрению изменений?
Как предприниматель, я постоянно проходила различные обучения, и на одном из них нам предложили оценить упаковку продуктов своих бадди по команде. И мне прилетела обратная связь от таких же, как я, собственников ивент-бизнеса, в которой каждый человек указал на кейтеринг. «Услуга, которая сильно выбивается из общей истории» - всё сказали одно и то же.
При этом наши крупные клиенты всё чаще стали говорить, что им важно, чтобы услугу кейтеринга оказывала специализированная компания, а не ивент-агентство.
Вывод очень простой, но собственники бизнеса зачастую не хотят этого замечать.
Нужно прислушиваться к обратной связи от клиентов и коллег – если люди говорят одинаковые вещи. Возможно, вы что-то не замечаете или не хотите это замечать, и здесь теряете деньги.
Я поняла, что кажущийся успешным микс двух различных направлений мешает каждому из них работать на полной мощности.
Мы решили вывести кейтеринг в самостоятельный бизнес, сделав из него отдельную компанию и бренд.
В этом проекте я выступала как операционный руководитель, осуществляющий менеджмент: постановку задач, контроль их исполнения, координацию действий всех подрядчиков. Все значимые решения обсуждались вчетвером: я, два моих бизнес-партнера (мы работаем вместе уже 20 лет, это многих удивляет) и наш руководитель отдела продаж.
Этапы работы над проектом
начало работ - весна 2019 год
Этап 1. Придумать новое название для кейтеринговой компании
Это было непросто. Во-первых, хотелось сохранить некую связь с event-агентством. Во-вторых, мы знали, что будем продвигать услугу через сайт с помощью SEO. Поэтому за неймингом обратились к агентству, которое занимается нашим продвижением уже несколько лет.
Команда агентства подобрала нам домены с историей, подходящей под нашу тематику:
из переписки с менеджером по SEO
Выбор давался трудно, и мы продолжали думать над вариантами названия и искать домены с историей с подходящим для нас названием.
из переписки с менеджером по SEO
Но потом поняли, что это всё не то и выбрали название домена без истории. Все единогласно за него проголосовали
из переписки с менеджером по SEO
Этап 2. Упаковать новый бренд
Пожалуй, самый приятный и интересный. Потому, что попадание случилось буквально с первой попытки. Смотрите сами:
из нашей внутренней переписки
Первый макет от графического дизайнера. 100% попадание
Первый вариант был принят нами практически без правок, и в итоге мы стали выглядеть так:
Наша визитка. Так мы выглядим с 2019 года
Этап 3. Создание сайта
Так как услуга уже была представлена на сайте составе event-агентства, нужно было просто перенести информацию на новый домен picnic-catering.ru. И затем начать процесс создания новой структуры сайта, чтобы он визуально отражал новый бренд компании и поддерживал тренды.
Задача – составить техническое и творческое задание по новому сайту и передать его подрядчику, оказалась очень комплексной и трудоемкой. Один только этот этап занял у меня 2-3 месяца.
Я исследовала сайты кейтеринговых компаний по всей России, анализировала их сильные стороны. Прошла несколько раз путь клиента по покупке этой услуги, чтобы в моей голове сложился образ результата, который я хочу получить. Продумывала страницы, которые нам нужны, tone of voice, визуальную часть.
Опубликовали мы новую версию сайта в июне 2020 года (напомню, что начали в мае 2019 года). Я совершенно не ожидала, что это будет настолько долго. Но это ценный опыт, который позволяет мне ускорить этот процесс для своих клиентов.
Сейчас я как бизнес-стратег помогаю предпринимателям проходить этот путь намного быстрее — от 2 до 4 месяцев (зависит от ассортимента услуг).
Кейтеринг и пандемия
Когда мы завершили работы по сайту, началась пандемия. Для event-агентства это был печальный период —мероприятия не проводились, команда сидела без работы (как мы выкрутились из этой ситуации – отдельная история). Зато кейтеринг, а конкретно, доставка блюд в коттеджи и дома, пользовалась спросом.
из переписки с техническим подрядчиком
Результат работы длиною в год сейчас можно увидеть тут: https://www.picnic-catering.ru
В итоге кейтеринг, несмотря на пандемию, закрыл 2020 год с цифрами на уровне 2019 года. Сейчас очевидно, что если бы мы вовремя не запустили процесс изменений и не вывели это направление в отдельную компанию, то таких цифр бы у нас не было.
Вывод: никто не предупредит вас о форс-мажорах заранее, поэтому не нужно затягивать с внедрением изменений, если их необходимость очевидна.
Этап 4. Апгрейд на 360 самого продукта и услуги, команды производства
Еда, в первую очередь, должна выглядеть аппетитно. Клиент должен захотеть её съесть, сначала глазами, а уже потом по-настоящему.
Нам не нравилось, как выглядят наши блюда и их подача. А ещё стало очевидно, что наш шеф не обладал необходимыми управленческими компетенциями и знаниями, чтобы грамотно выстроить все процессы в новых реалиях.
фото блюд ДО
Поэтому мы расстались с шеф-поваром, с которым работали на протяжении предыдущих 5 лет и нашли другого шефа по рекомендации коллег. Вместе полностью переработали меню и провели масштабную фотосессию блюд. Обратились к профессионалам: наняли фуд-фотографов. В результате продукт стал продавать сам себя.
фото блюд ПОСЛЕ
Этап 5. Усилили SMM-продвижение
Социальные сети — один из наших главных источников трафика, а сам продукт будто создан для соцсетей. Не будем забывать про хэштег #фотоеды и то, что одна из соцсетей точно была создана, чтобы фотографировать свой завтрак.
За год мы протестировали ряд новых гипотез в сфере SMM, поработали с блогерами, переупаковали аккаунт. Кстати, клиенты и их гости с удовольствием фотографировали наши блюда, отмечали нас, запуская сарафанное радио. Все эти моменты принесли серьёзный рост подписчиков, в том числе органический.
Сейчас эти цифры ещё подросли, и количество подписчиков, охваты и уровень вовлеченности стабильно держатся на хорошем уровне, несмотря на всем известные проблемы с нельзяграммом.
Аккаунт в июле 2020
Аккаунт в октябре 2021
Этап 6. Организовали процесс по сбору отзывов
После переупаковки продукта и услуги мы стали получать каждую неделю положительные отзывы от клиентов. Только в компании не был отстроен процесс их конвертации в публичный отзыв, поэтому в контент уходили только скрины из личных мессенджеров менеджеров.
Ввели для менеджеров отдельный KPI, стимулирующий процесс доведения клиента до размещения отзыва в публичном пространстве и отзывы на Дубль Гис стали появляться ежемесячно. Сейчас Дубль Гис, Яндекс.Карты благодаря отзывам - отдельный канал продаж для нас
Результаты
Вот так выглядел путь, который привёл нас к годовой выручке в 17 миллионов рублей вместо 7 миллионов. И сейчас, спустя два года, доход продолжает расти.
PICNIC CATERING стал узнаваемым брендом, с нами работают и крупные федеральные компании (Сбер, Пятёрочка, ЭкоNiva, Haval, Toyota, Audi), и частные лица. 80% наших клиентов — это постоянные заказчики.
Также вижу, что за последние два года наш рост спровоцировал рост рынка кейтеринга в Самарской области и рост качества этой услуги. Несколько наших конкурентов вслед за нами также переупаковали себя.
Как повторить?
Как бизнес-стратег я помогаю своим клиентам расти и масштабироваться аналогично. Только мне потребовалось два года, чтобы пройти этот путь, а со мной можно пройти его в 2-3 раза быстрее.
Работу с новым проектом я всегда начинаю с индивидуального стратегического разбора бизнеса. Это мое глубокое погружение в ваш бизнес с анализом целей, воронок, системы управления. В итоге я предоставляю план — как за счет индивидуальной работы со мной можно существенно ускорить рост и развитие вашего бизнеса.
Если готовы попробовать, то пишите мне в Telegram @dasha_strateg свой запрос, вместе выберем дату и время встречи.
Ещё больше пользы о стратегиях роста в сфере услуг и креативных индустриях в моём Telegram-канал t.me/dashastrateg
КЕЙС ЭКСПЕРТ ПО МАРКЕТИНГУ
Как вырасти в бизнесе Х2
за 4 коучинговые сессии, работая только с убеждениями
Почему людям так страшно что-то менять, даже когда они являются твёрдыми экспертами и профессиональны в своём деле?
КЕЙС КЕЙТЕРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ
17 миллионов рублей на бутербродах: кейс про то, как переупаковать кейтеринг
и увеличить за два года выручку
в 3 раза
КЕЙС ВЛАДЕЛЕЦ ГОНЧАРНОЙ СТУДИИ
Как за 4 сессии с коучем победить тревогу, обрести уверенность и спокойствие после нескольких лет самостоятельных попыток ?
КЕЙС КОМПАНИЯ ПО ИВЕНТ-ДЕКОРУ
Как привлечь в разы больше клиентов на сезонные услуги в несезон за счёт пересборки бизнес-процессов?